Рис. 20. Пусковой двигатель П-23У (продольный разрез)
1 – магнето;
2 – шатун;
3 – заглушка;
4 – палец;
5 – блок – картер;
6 – головка блока цилиндров;
7 – кольцо поршневое;
8 – поршень;
9 – вал коленчатый;
10 – муфта сцепления;
11 – стартер;
12 – редуктор;
13 – пробка;
14 – корпус шестерен распределения.
Рис. 21. Пусковой двигатель П-23У (поперечный разрез)
1, 14, 26 – крышки;
2 – элемент фильтрующий;
3 – корпус;
4 – маслоотражатель;
5 – воздухоочиститель;
6 – рычаг воздушной заслонки;
7 – карбюратор;
8 – винт ограничения хода дроссельной заслонки;
9 – винт регулирования качества горючей смеси;
10 – рычаг дроссельной заслонки;
11 – коллектор;
12 – втулка клапана;
13 – фильтр подсасывающий;
15 – болт регулировочный;
16 – контргайка;
17 – толкатель клапана;
18 – механизм проворачивания;
19 – масломерная линейка пускового двигателя;
20 – вал распределительный;
21 – масломерная линейка редуктора;
22 – пробка;
23 – клапан;
24 – провод;
25 – свеча зажигания;
27 – поплавок;
28 – язычок;
29 – ограничитель хода поплавка;
30 – ось поплавка;
31 – игла клапана;
32 – корпус клапана;
33 – шайба клапана;
А = 0,2-0,25 мм,
В = 29 мм,
С = 1,2-1,5 мм,
D = по уровню нижней кромки маслоотражателя.
Пуск дизеля осуществляется при помощи
пускового двигателя 17-23сп. Пусковой двигатель (рис. 20, 21) установлен с левой стороны дизеля.
Пусковой двигатель состоит из блока цилиндров с картером и головкой, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: охлаждения, смазки, питания, зажигания и силовой передачи, состоящей из муфты сцепления и редуктора с механизмом включения.
Центробежный регулятор пускового двигателя автоматически регулирует количество смеси, поступающей в цилиндры, ограничивает максимальную частоту вращения холостого хода пускового двигателя. Воздухоочиститель масляно-инерционный с фильтром из капроновой щетины.
Система охлаждения общая с дизелем. Охлаждающая жидкость, нагревающаяся при работе пускового двигателя, обеспечивает частичный прогрев дизеля при пуске.При пуске дизеля крутящий момент пускового двигателя через муфту сцепления, двухступенчатый редуктор, шестерню привода механизма включения и маховик дизеля передается на коленчатый вал.
Пускают пусковой двигатель электрическим стартером.
Электрооборудование пускового двигателя
На двигатель устанавливаются стартер, магнето, свечи зажигания, обеспечивающие пуск и работу пускового двигателя.
Рис. 22. Стартер
1 – крышка со стороны привода;
2 – втулка подшипника;
3 – кольцо упорное;
4 – шестерня привода;
5 – муфта свободного хода;
6 – пружина;
7 – винт упорный;
8 – муфта включения привода;
9 – ось рычага;
10 – винт регулировочный;
11 – обмотка якоря;
12 – рычаг включения;
13 – плунжер;
14 – корпус включателя;
15 – крышка включателя;
16 – пружина контактного диска;
17 – диск контактный;
18 – пружина плунжера;
19 – болт-клемма для подсоединения от аккумуляторной батареи;
20 – втулка изоляционная;
21 – болт контактный;
22 – коллектор;
23 – вывод щетки;
24 – щеткодержатель;
25 – щетка;
26 – пружина щетки;
27 – кожух;
28 – кольцо уплотнительное;
29 – болт стяжной;
30 – крышка со стороны коллектора;
31 – штифт установочный;
32 – обмотка возбуждения;
33 – башмак стартера;
34 – якорь;
35 – корпус;
36 – диск промежуточного подшипника;
37 – штифт установочный;
38 – кольцо замковое;
39 – шайба упорная;
40 – вал якоря.
Стартер СТ-230Е (рис. 22) - сериесный электродвигатель постоянного тока (12 В), последовательного возбуждения с рычагом включения и муфтой свободного хода служит для пуска двигателя.
Рис. 23. Магнето
1 – винт крепления стойки;
2 – контакт неподвижный;
3 – стойка;
4 – контакт подвижный;
5 – эксцентрик;
6 – фильц;
7 – втулка кулачка прерывателя;
8 – паз;
9 – собачкодержатель;
10 – трансформатор;
11 – конденсатор;
12 – дополнительный вывод высокого напряжения;
13 – крышка экрана;
14 – экран;
15 – бегунок;
16 – крышка распределителя;
17 – пластина прерывателя;
18 – крышка корпуса магнето;
19 – ротор;
20 – корпус магнето;
21 – ускоритель пусковой;
22 – пружина спиральная.
Магнето М-149А1 (рис. 23) левого вращения двухискровое с пусковым ускорителем, трехвыводное. Два вывода подключаются к свечам зажигания. К третьему дополнительному выводу можно подключить свечу предпускового подогревателя воздуха. Магнето имеет клемму для дистанционного выключения зажигания.
Свечи зажигания искровые неразборные с керамической изоляцией предназначены для зажигания рабочей смеси в цилиндрах пускового двигателя с помощью искрового разряда между электродами свечи.