На пусковом двигателе применяется магнето М149 левого вращения, с пусковым ускорителем, двухискровое, трехвыводное: два вывода подключаются к свечам двигателя, один вывод — дополнительный, замкнут на «массу».
Магнето имеет дистанционную клемму выключения зажигания. Крепление магнето к двигателю — фланцевое, гайками на трех шпильках. Привод магнето осуществляется от торца валика привода магнето.
Снимайте магнето для проведения текущего ремонта или замены в следующих случаях:
Магнето подлежит замене, если имеются трещины и обломы его корпуса пли, если его работоспособность нельзя восстановить при проведении текущего ремонта, что определяется после предварительной разборки и проверки технического состояния его сборочных единиц и деталей.
Разборку, ремонт и испытание магнето проводите в специализированных мастерских.
Выньте высоковольтные провода из гнезд распределителя магнето, ослабив зажимные гайки 1 (рис. 112).
Отсоедините провода от клеммы 29 (рис. 113) выключения зажигания.
Отверните три гайки 4 (см. рис. 112) крепления и снимите магнето 2 с фланцевой прокладкой со шпилек кронштейна 3.
Отверните торцовым ключом гайку 1 (см. рис. 113) крепления пускового ускорителя, снимите пусковой ускоритель 19 с конуса вала ротора. Выньте шпонку 2 из паза вала.
Отверните два винта 9 и снимите экран 12 и крышку распределителя 14 в сборе. Снимите бегунок 13, вывернув на два-три оборота винт крепления бегунка.
Отверните винт 34 крепления выводов конденсатора и трансформатора к стойке. Отверните три винта 33 и снимите крышку 15 корпуса магнето. Выньте ротор 17 из корпуса 18. Выверните на 5...7 оборотов шпильки 32 крепления трансформатора и выньте трансформатор 3.
При замене конденсатора 8, а также дополнительного вывода 7 высокого напряжения, отверните соответствующие винты и выньте конденсатор или вывод. При замене дополнительного вывода проконтролируйте, есть ли в нем массирующее устройство: пружина и колпачок.
Без необходимости не снимайте пластину прерывателя 16, так как это нарушит абрис магнето, установить который в полевых условиях невозможно.
При замене контактов прерывателя 25 и 26 отверните винт 28, крепящий пружину 23 рычага прерывателя, снимите замковую шайбу с оси 22 и снимите рычаг прерывателя 24 с пружиной и регулировочными шайбами. Отверните винт 27, крепящий контактную стойку, снимите стойку 21 с оси.
Снимите замок 1 (рис. 114) с втулки собачкодержателя 4.
Выведите собачкодержатель из корпуса пускового ускорителя и, придерживая собачкодержатель рукой, дайте ему развернуться под действием-спиральной пружины 3. Выведите конец пружины из прорези В на корпусе пускового ускорителя и снимите ее с втулки собачкодержателя. Снимите замки 10, регулировочные шайбы 9 и собачки 8 с осей собачкодержателя.' При' необходимости замены гайки 7 и шайбы 5 снимите замок 6 и выньте гайку с шайбой.
Установите в отверстие втулки 4 (см. рис. 114) собачкодержателя пружинную шайбу 5 и гайку 7. В выточку втулки установите замковое кольцо 6. Наденьте на оси собачкодержателя собачки 8 и зафиксируйте их замковыми кольцами 10. Осевой люфт собачки не более 0,4 мм; регулируйте установкой шайб 9. Собачка должна свободно поворачиваться под собственным весом.
Заведите внутренний конец спиральной пружины в прорезь втулки 4 собачкодержателя, а наружный конец пружины в прорезь В корпуса 2. Закрутите пружину на ½ оборота и вставьте собачкодержатель в паз корпуса пускового ускорителя. Установите в выточку втулки собачкодержателя замковое кольцо 1.
Установите трансформатор 3 (см. рис. 113) в корпус 18 и заверните две шпильки 32. При этом контакт 30 должен быть поджат своей пружиной к клемме трансформатора. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте зазор В (между электродом 6 трансформатора и разрядником 5 корпуса), который должен быть в пределах 6,5...7 мм. Регулируйте подгибкой электрода.
Установите и закрепите конденсатор 8 и дополнительный вывод 7 в сборе с контактами и пружиной, если при разборке они вынимались из корпуса. Установите вал ротора 17 в сборе с внутренними кольцами и сепараторами подшипников и кулачком 35 в корпус 18 (в сборе с сальником и запрессованным наружным кольцом подшипника). Наденьте крышку 15 (в сборе с пластиной прерывателя 16 и запрессованным наружным кольцом подшипника) на вал ротора и закрепите крышку на корпусе магнето тремя винтами 33. Осевой люфт ротора должен быть в пределах 0,01...0,15 мм. При необходимости отрегулируйте люфт установкой регулировочной шайбы на вал ротора между магнитом и внутренним кольцом подшипника. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте зазор А (между электродом 31 трансформатора и выступом держателя конденсатора 8), который должен быть в пределах 10,5...11 мм. Регулирование проводите подгибкой электрода и выступа держателя.
Установите на ось 22 контактную стойку 21, заверните винт 27 крепления стойки и закрепите винтом 34 выводы конденсатора и трансформатора. Наденьте на ось рычаг 24 с пружиной 23, установите регулировочные шайбы и закрепите рычаг на оси замковой шайбой. Конец пружины рычага прерывателя закрепите на стойке винтом 28. При сборке контактной стойки 21 и рычага прерывателя 24 отрегулируйте совпадение осей контактов 25 и 26 регулировочными шайбами, устанавливаемыми на ось 22, и подгибкой стойки.
Несоосность контактов 25 и 26 допускается не более 0,3 мм, зазор между стойкой 21 и пластиной 16 не более 0,3 мм, продольный люфт рычага 24 на оси 22 не более 0,2 мм. Угол поворота стойки должен обеспечить зазор между контактами не менее 0,7 мм.
Отрегулируйте зазор между контактами прерывателя. Для регулирования зазора ротора магнето поверните по направлению вращения так, чтобы подушечка рычага прерывателя 24 находилась на выступе кулачка 35, отпустите винт 27 крепления стойки и отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика 20, поверните стойку 21 до получения зазора 0,25...0,35 мм между контактами 25 и 26, после чего заверните винт крепления стойки. Проверните ротор магнето до вторичного размыкания контактов и проверьте величину установленного зазора. Зазор контролируйте щупом толщиной 0,3 мм. Начало размыкания контактов должно соответствовать совпадению метки на кулачке 35 со стрелкой пластины 36. Установите и закрепите винтом бегунок 13, наденьте и закрепите двумя винтами 9 крышку 11 экрана вместе с крышкой 14 распределителя и корпусом 12 экрана.
Установите в выточку вала ротора сегментную шпонку 2, наденьте пусковой ускоритель 19 в сборе и закрепите его на валу гайкой 1. После сборки проверьте от руки вращение ротора магнето. Ротор должен вращаться легко без заедания.
Испытание магнето производится на специальном испытательном стенде, на котором ротор магнето приводится во вращение посторонним двигателем. Стенд оборудуется разрядником с расстояниями между главными электродами для подключения основных выводов: при замассированном дополнительном выводе — 7 мм; при подключенном дополнительном выводе — 6 мм. Расстояние между электродами разрядника для подключения дополнительного вывода — 3 мм.
Исправное магнето должно обеспечивать бесперебойное искрообразование на разряднике при частоте вращения ротора, не более 200 мин-1 — при замассированном дополнительном выводе; 250 мин-1 — при подключенном дополнительном выводе к разряднику.
Пусковой ускоритель, установленный на валу ротора магнето, по своим характеристикам должен обеспечивать угол запаздывания 15...25° и автоматически отключаться в интервале 150...300 мин-1.
Номинальная частота вращения ротора магнето в интервале 2300...2600 мин-1.
Магнето должно выдерживать без повреждений испытание на повышенную частоту вращения ротора при 3600 мин-1 при отключенной или замкнутой накоротко первичной цепи.
Испытание электрической прочности изоляции на разомкнутую вторичную цепь (раздел 1 ГОСТ 3940—84) проводите согласно разделу 5 ГОСТ 3941—73 в течение 30 с.
При отсутствии специального стенда рекомендуется следующий способ проверки работоспособности магнето:
Дополнительный вывод проверяйте аналогично: соединяйте на «массу» провод от распределителя, а конец провода от дополнительного вывода держите от корпуса на расстоянии 2...4 мм.
Отсоедините провод свечи и выверните свечу из первого цилиндра (ближнего к магнето). Определите такт сжатия в этом цилиндре; вращайте за пусковую рукоятку коленчатый вал двигателя, прикрыв пальцем отверстие под свечу до тех пор, пока не почувствуется компрессия в цилиндре. Продолжая вращение коленчатого вала, совместите метку В (рис. 115) «Заж» на ободе маховика с меткой А (риской) на люке корпуса муфты сцепления.
На магнето отверните два винта 9 (см. рис. 113) и снимите экран вместе с крышкой распределителя 14. Установите поводок 1 (рис. 116) в положение, соответствующее моменту искрообразования на первом электроде (поводок повернут влево в сторону цифры «1», выбитой на крышке экрана).
При этом прорезь В на корпусе пускового ускорителя, в которой закреплен конец пружины, должна быть с левой стороны, если смотреть на посадочный фланец магнето, а ось кулачков 2 пускового ускорителя должна переходить за вертикальную ось магнето на угол К, равный 5...10° по ходу вращения (по направлению стрелки С). В таком положении установите магнето с фланцевой прокладкой на шпильки кронштейна, введя кулачки пускового ускорителя в пазы валика привода магнето, и закрепите, не затягивая, гайками. Затем, не изменяя положения маховика (метка «Заж» совмещена с риской на люке корпуса муфты сцепления) и проворачивая корпус магнето в ту или другую сторону по пазам во фланце, установите контакты прерывателя 25 и 26 (см. рис. 113) на начало размыкания, после чего окончательно закрепите магнето. Начало размыкания контактов соответствует совпадению метки на кулачке со стрелкой пластины распределителя.
Момент начала размыкания точно определяется электрическим прибором, в цепь которого последовательно включены подвижный 25 и неподвижный 26 контакты прерывателя магнето. Неподвижный контакт замените «массой».
Разрыв электрической цепи прибора будет означать момент начала размыкания контактов. Контрольная лампочка в цепи прибора при этом погаснет.
При отсутствии такого прибора момент начала размыкания определите при помощи листочка папиросной бумаги, вложенной между контактами.
В момент размыкания контактов папиросная бумага свободно вынимается.
После установки угла опережения зажигания и закрепления корпуса магнето на фланце гайками установите и закрепите на магнето экран в сборе с крышкой распределителя.
Вставьте провода в гнезда распределителя.
Концы проводов должны быть ровно обрезаны, жилы проводов не должны выступать из резиновой изоляции. Концы проводов в канал вывода вставляйте так, чтобы игла вошла в середину провода и торец провода уперся в дно до конца. В противном, случае возможно пробивание искры на «массу». Вставленные провода закрепите зажимными гайками.
Провода, идущие, от распределителя, присоедините к свечам двигателя: провод от вывода «1» (см. рис. 116) распределителя — к свече первого цилиндра (ближнего к магнето), а провод от вывода «2» — к свече второго цилиндра. Цифры выбиты на крышке экрана магнето.
Зазор между электродами свечи 0,6...0,7 мм регулируйте подгибкой бокового электрода.
Убедитесь в исправности массирующего устройства дополнительного вывода: контакт (колпачок) вывода должен быть поджат пружиной к крышке магнето. Не допускается работа магнето с дополнительным выводом, не замассированным, так как это вызовет выход из строя магнето.
Подсоедините к дистанционной клемме 29 (см. рис. 113) выключения зажигания магнето провод, идущий к выключателю ВК-403 (см. рис. 211) механизма блокировки, коробки передач, и провод, идущий к кнопке выключения зажигания на щитке приборов.
После установки магнето убедитесь в исправности системы блокировки коробки передач: при выведении рычага переключения диапазонов и заднего хода (правый рычаг коробки) из нейтрального положения включатель ВК-403 должен замыкать дистанционную клемму магнето на «массу», и магнето не должно давать искру между электродами свечей пускового двигателя.
При необходимости отрегулируйте установку включателя ВК-403.